Организацией, контролем качества, соответствия уборки в общественном транспорте санитарным требованиям занимается перевозчик.
Зачем нужна мойка общественного транспорта
Санобработка общественного транспорта представляет собой комплекс мероприятий, итоговой целью которых является не только создание и поддержание чистоты, но и уничтожение патогенных организмов, грибка.
Процедура включает в себя 3 этапа:
- чистка поверхностей;
- обработка поверхностей обеззараживающими и моющими препаратами;
- сушка салона.
В общественном транспорте складывается благоприятная среда для размножения разного рода опасных или потенциально опасных бактерий. Игнорирование санобработки подвергает риску людей. Регулярная мойка кузова и салона наземного и подземного общественного транспорта — один из методов защиты прав потребителей. Мойке подвергаются как муниципальные, так и используемые с целью частных коммерческих перевозок транспортные средства.
Уборка в общественном транспорте позволяет устранить источники размножения болезнетворных бактерий, неприятные запахи, грибок, которым часто оказывается пораженным кондиционер. Проводится в условиях отсутствия пассажиров.
Где происходит мойка общественного транспорта
Перевозить пассажиров допускается только в чистом транспортном средстве. Поэтому по мере загрязнения и в соответствии с заранее согласованным на автотранспортном предприятии графиком общественный транспорт подвергается санитарной обработке, в том числе дезинфекции, внутри и снаружи. Факт проведения мойки фиксируют в журнале учета.
Должные условия для мойки и дезинфекции транспорта сотрудникам моечного поста организует администрация объекта транспортной инфраструктуры. Мойка общественного транспорта может проводится предприятием как самостоятельно, так и с привлечением сторонних, оказывающих данные услуги, служб.
Каждый из пассажиров имеет возможность обратиться в транспортную компанию в случае выявления фактов нарушения санитарных норм. Контроль за соблюдением этих норм осуществляет уполномоченное лицо в депо, к которому относятся общественный транспорт, сотрудники санэпидемстанции.
Требования к оснащению моечного места
Пост для мойки должен быть оснащен:
- профессиональными установками со шлангами и пистолетами;
- мощными пылесосами;
- ветошью;
- вениками, ведрами, щетками;
- моющими и дезсредствами;
- оборудованием для сушки салона.
Работы по мойке автобусов, троллейбусов и других видов общественного транспорта осуществляются сотрудниками объекта транспортной инфраструктуры вручную или с применением специальных технических установок. При выполнении работ персонал использует непромокаемые халаты, перчатки и другие средства индивидуальной защиты.
На нормативном уровне данный вопрос контролируется Санитарно-эпидемиологическими требованиями по дезинфекции автомобильного, городского наземного и электрического пассажирского и грузового транспорта. Контролируют соблюдение норм сотрудники учреждений СЭС России.
Периодичность уборки общественного транспорта
Устранение загрязнений внутри салона наземного общественного транспорта осуществляется ежедневно. Проводится либо перед выходом автобуса или троллейбуса, маршрутки в рейс, либо по факту возвращения. Как минимум 1 раз в квартал, либо по эпидпоказаниям, салон подвергается дезинфекции.
В процессе обработки салона в первую очередь мойке подвергаются потолок и стены, окна и полки, сиденья и поручни. Пыль, сухую грязь с мягких сидений удаляют с помощью пылесоса. После этого протирают их смоченной в дезинфицирующем растворе ветошью. По окончании вышеперечисленных процедур моют пол. В завершении выполняют промывку салона чистой водой и сушку.
В рамках санобработки возможны также дезинсекция и дератизация. Дезинсекция может быть избирательной и сплошной. Проведение сплошной обработки актуально в случае обнаружения большого количества насекомых в салоне. После выполнения процедуры поверхности тщательно промывают и просушивают.
В метрополитене санитарная обработка поездов проводится несколько раз в течение дня. Подвижные составы дезинфицируют ежедневно. За организацию и проведение работ несет ответственность начальник служб метрополитена.
Требования к моющим средствам
Используемые для мойки общественного транспорта дезинфекционные и моющие препараты относятся к IV классу опасности. Одно из основных требований к ним — обладание широким спектром противомикробного и антибактериального действия. Предпочтительны дезсрества с моющим эффектом, которые способны справиться с разного вида бактериями, устранить грибок и предотвратить его повторное появление.
Уборка внутренних поверхностей салона общественного транспорта осуществляется с применением разрешенных Министерством здравоохранения РФ средств. Используемые для обработки салонных покрытий препараты сертифицированы и обладают пролонгированным действием.